Павел Герасимович Лисициан

НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР

Родился 6 ноября 1911 во Владикавказе (Северная Осетия).

Содержание

Становление личности

Дом Лисицианов пользовался уважением в армянской общине благодаря редкой музыкальности всех членов семьи: мать, отец, старшая сестра Рузанна и с малых лет сам Павел — пели в хоре армянской церкви.

Несколько лет занятий в хоре под руководством композиторов Сардаряна и Манукяна — сыграли важную роль в художественном развитии Павла Лисициана.

Музыкальное воспитание мальчика было разносторонним: он учился игре на виолончели, брал фортепианные уроки, играл в любительском оркестре.

В 1926 — по окончании школы-девятилетки, Павел покинул родительский дом. Началась кочевая жизнь в геолого-разведочных, алмазно-буровых партиях.

1927 — он — ученик бурильщика, разнорабочий, подсобник на Садонских рудниках под Владикавказом.

1928 — помощник мастера у села Махунцеты под Батуми.

1929 — буровой мастер на строительстве Тапараван-ГЭС (Ахалкалаки).

Постоянный участник художественной самодеятельности, солист в народном хоре. После одного из выступлений начальник партии вручил ему путевку Тифлисского геологического управления на рабфак Ленинградской консерватории.

Обучение профессиональному пению

Летом 1930 — Павел приехал в Ленинград. Он стал работать на Балтийском заводе, освоил профессии клепальщика и электросварщика.

В 1930-1932 — учился в Ленинградской консерватории, затем поступил статистом в Большой драматический театр, где прошел все профессиональные ступени: от статиста до премьера.

В 1932 — он возобновляет регулярные занятия пением с педагогом М.М. Левицкой, которая подготовила его к поступлению в музыкальный техникум, где он стал заниматься у З.С. Дольской (1932-1935). Вокальных педагогов, не считая Баттистини, у Лисициана было двое, но в числе своих учителей, он называет очень многих, и, в первую очередь пианистов-концертмейстеров А. Мееровича, М. Сахарова, композитора А. Долуханяна, дирижеров С. Самосуда, А. Тер-Ованесяна, В. Небольсина, А. Пазовского, А. Мелик-Пашаева, режиссера Б. Покровского.

Солист оперных театров

В 1933 — начались его концертная деятельность. Он — солист концертно-театрального бюро Ленгосактеатров. В 1936 — он подготовил и спел в концертном зале Капеллы в ансамбле с А.Б. Мееровичем первое в своей жизни сольное отделение — романсы Бородина, Балакирева, Римского-Корсакова, Глазунова.

Еще учась в техникуме, Павел становится солистом Первого молодежного оперного театра, а после его расформирования – солистом молодежной группы Ленинградского Малого оперного театра (1935-1937). Он исполнял вторые, и даже третьи партии, но это была прекрасная школа! Самуил Абрамович Самосуд, главный дирижер театра, выдающийся знаток оперного дела, внимательно опекал молодого артиста, проходя с ним даже самые скромные партии. Много дала и работа под руководством австрийского дирижера, в те годы руководителя симфонического оркестра Ленинградской филармонии Фрица Штидри. Особенно счастливой оказалась для Лисициана встреча с хормейстером Арамом Тер-Ованесяном.

В 1937 — он получил приглашение в Ереванский театр оперы и балета имени Спендиарова на первые партии. За три с половиной года работы в Армении он исполнил пятнадцать партий в классических и современных спектаклях.

Вскоре певца пригласили в Большой театр, где ему суждено было быть ведущим солистом. Его дебют на сцене филиала Большого театра состоялся 26 апреля 1941 — отзывы были восторженные.

В годы Великой Отечественной войны

С июля по октябрь 1941 — Павел Лисициан вместе с бригадой выезжал по заданию ГлавПУРККА и Комитета для обслуживания Западного фронта, Резервного фронта генерала армии Жукова, кавалерийского корпуса генерала Доватора и других частей в районе Вязьма, Гжатск, Можайск, Верея, Бородино, Батурине и других, выступал в авиационных частях, госпиталях, эвакопунктах на вокзалах. Пел на передовых позициях фронта под обстрелом, под проливным дождем по 3-4 раза в день.

За самоотверженную работу на фронте он был отмечен благодарностью Политического управления Западного фронта, командованием действующей армии, а также личным оружием от генерала Доватора. На фронтах и в тылу он спел больше пятисот концертов и гордится боевыми наградами — медалями «За отвагу», «За освобождение Кавказа».

В конце 1941 — он был доставлен в ереванскую больницу в тяжелом состоянии и довольно долго находился между жизнью и смертью.

Оправившись от болезни, он в течение полутора лет поет на сцене Ереванского театра.

В 1943 — возвращается в Москву, где 3 декабря, впервые после большого перерыва выступает на сцене столичной оперы.

Творческая деятельность признанного мастера

В 1960 — он окончил экстерном Ереванскую консерваторию.

В 1967-1973 — преподавал в Ереванской консерватории (с 1969 — заведующий кафедрой, с 1970 — профессор). Среди его учеников — сын Рубен Лисициан.

В одном только Большом театре он провел 26 сезонов, сыграл 1800 спектаклей, примерно столько же — на гастролях во всех без исключения оперных театрах СССР.

В 1966 – П.Г. Лисициан в последний раз вышел на сцену Большого театра в роли Наполеона.